Сегодня мы поздравляем победителей
литературной олимпиады: Стремякову Анну 9-3, Льва Петухова 9-3 (авторы наших публикаций),
Алексея Обровца 10-4 и Иманалиеву Диану 10-4, – занявших первое место, и предлагаем вашему
вниманию рецензию Дианы Иманалиевой на новый сборник Ларисы Петрушевской “Бал последнего
человека”.
Открыла книгу Людмилы Петрушевской, и хотелось одного – читать и читать. Жадно, до конца прочитала «Бал последнего человека». Сознаюсь, книга понравилась не сразу. Чтение увлекает, но впечатления очень противоречивы. Вспоминается Гоголь – «Русь с одного боку»: «Странные жизни, покалеченные люди вокруг... Как будто живет-живет род человеческий, а потом разваливается на мелкие кусочки, потому что появился писатель и все разрушил» (рассказ «Козел Ваня»). Петрушевская пишет о мире, в котором много ненависти, страха, страдания. Этот мир похож на мир-зоопарк: здесь часто главным становится инстинкт самосохранения: «... не так все просто у людей и существует тайная, упорно процветающая, животная сторона жизни, именно там сосредоточены отвратительные, безобразные вещи...» (рассказ «Тень жизни»). Но где-то, в глубине этого мира есть что-то светлое, прекрасное, то, ради чего cтоит жить. Даже в самых «последних людях», совершивших тяжкие поступки, которым нет оправдания, Петрушевская ищет отголоски этого светлого мира, показывает страдание раскаяния (рассказы «Месть», «Новый район»). Писательница отмечает: «Задача литературы, видимо, и состоит в том, чтобы показывать всех, кого обычно презирают, людьми достойными уважения и жалости. В этом смысле литераторы как бы высоко поднимаются над остальным миром, беря на себя функцию единственных из целого мира защитников именно этих презираемых...»( рассказ «Дочь Ксении»). Почему книга называется так странно – «Бал последнего человека»? Бал – всегда веселье, радость, смех. Но после бала следует возвращение к реальности, нередко жестокой. Так, герой рассказа Л. Н. Толстого «После бала», возвращаясь с него, неожиданно встречает отца его «феи», который только что весело танцевал с ней на балу, за позорным занятием – жутким наказанием солдата шпицрутенами «сквозь строй». Душа героя еще не остыла от ярких переживаний, еще в памяти чудные мгновения бала, и вид страшного зрелища вызывает у него шок. Даже при взгляде на обложку книги становится жутковато (художник Ф. Барбышев). Вспоминаются картины Иеронима Босха, Сальвадора Дали. Манеры художников разные, но идеи и смысл схожи. На обложке и иллюстрациях какофония, слишком много образов, все они перемешаны в страшной картине: мертвая крыса, глаз, висящий из лампочки... И на все это с печалью смотрит усталая женщина. Это и есть «бал последнего человека», который ещё веселится, но уже несчастен. Мир Петрушевской прост и в то же время сложен – это как правило простые житейские истории, маленькие трагедии и комедии. Рассказы очень короткие, как будто незаконченные. Короткий отрывок из жизни человека – мужчины или женщины, но чаще – женщины. Женщина – главная героиня ее рассказов. Она всегда разная: мать-одиночка, любящая жена или просто стерва; то она плачущая, страдающая, то она гордая, «повелительница мира». Главное, что движет этой женщиной, – любовь: «Я считаю, что самое главное в жизни – любовь» (повесть «Время ночи»). Автор использует форму монолога женщины, повествующей о своей жизни, часто беспросветной, почти лишенной обычных женских радостей, или форму повествования, где отсутствует определенно выраженное отношение к описываемым событиям, это как бы наблюдение со стороны. Читатель должен сам осознать происходящее. Иногда писательница обращается к философским отступлениям, небольшим ремаркам. Нередко Петрушевская заглядывает в глубины сознания и подсознания человека, показывает человека как жертву обстоятельств, вынужденного поступать так или иначе (рассказы «Бедное сердце Пани», «Теща Эдипа»). В рассказах словно есть сжатая пружина, готовая с силой распрямиться и ударить. В них много движения, используется множество глаголов. Петрушевская – мастер деталей, ее рассказы, благодаря этому, кинематографичны, она любит описывать вещи, окружающие людей. Как правило, местом действия является Город. Одним из лучших, на мой взгляд, рассказов книги является рассказ «Новые Робинзоны». Им открывается целый цикл, названный «В Садах других возможностей». Здесь речь идет о семье, которая бежала из города в деревню «до начала всех дел». Деревня была недалеко от реки Мора. Почему Мора? Если переводить с латинского, «mori» означает смерть, а в славянской мифологии Мара – богиня смерти. Таким образом, река Мора – это граница между миром живых и мертвых, за которую и забредают наши герои. Здесь они начинают новую жизнь. Только намеками автор показывает, что они спасаются от некой катастрофы, репрессий тоталитарного режима, ведь автор сама стала жертвой этих репрессий: пьесы её не ставились, книги не издавались. «В деревне Мора живут всего три старухи: Анисья, совсем одичавшая Марфутка и рыжая Таня... Бабка Анисья – единственный человек в деревне (Марфутка не в счет, а Таня была не человек, а преступник) ». Причем Татьяна из них самая благополучная, к которой единственной ездят дети, что-то привозят и увозят. В то же время она как бы представительница власти, бывшая зав. медпунктом. Она лишена сострадания и человеколюбия, o ней говорится: «Таня, приглашенная утром для осмотра, сказала, даже не прикоснувшись к ребенку, что он не жилец, что у него младенческая». (Кстати, Татьяна с греческого – «повелительница») Следующий персонаж – это Марфутка, напоминающая мне Плюшкина у Гоголя. Ей уже на все наплевать. Ее образ передан словами: «Она сидела как мумия». Недаром автор говорит: «Когда мы будем такими, как Марфутка, нас не тронут». И, наконец, бабка Анисья – «единственный человек в деревне», и она уже начинает окаменевать здесь. Но с приездом этой неугомонной семьи Анисья оживает, в ней просыпаются нормальные человеческие чувства. Она помогает своим новым соседям: продает молоко, берет козленка, дает советы. Новички часто обращаются к ней как к кладези народной мудрости. Позже она придет к ним в лесничий домик и долго еще будет полезной. Почему жительниц трое? Почему не пять, не семь, а трое? Три – это много, следовательно, три бабушки Моры как бы олицетворяют собой все общество. А теперь о главных героях, о Новых Робинзонах. В них «горит еще желанье», как сказал бы Пушкин. Они деятельны и изобретательны. Если есть такие, как они, значит мир еще не очерствел. Герои любят друг друга, людей, что доказывает то, как они приняли Лену и Найдена. Как могут, они помогают своим соседям. Особую роль у Петрушевской в ее рассказах играют дети. В них все настоящее и будущее, дети всегда – носители света и радости. Недаром в конце герои говорят: «У нас есть дети для продолжения человеческого рода». Если есть любовь, значит есть надежда, вера, потому что Надежда, Вера и Любовь, эти изначальные ценности жизни, неразлучны. Читая рассказ, понимаешь, что надежда есть всегда. Герои, словно на Ноевом ковчеге, носятся по Океану Жизни, ищут Островок Счастья, пристают и снова бегут куда-то, бережно храня свою надежду. Героиня заканчивает повествование такими словами: «Нам еще жить да жить. И потом, мы ведь тоже не дремлем. Мы с отцом осваиваем новое убежище». Здесь мы вспоминаем роман современного французского писателя Ромена Гари (Романа Касева) «Жизнь продолжается» и его слова: «Жить, чтобы выжить и бороться за жизнь». Каждый человек должен любить, без этого нет жизни, без этого нет человека, потому что человек – это также и тот, кто умеет любить. «Так назначено природой, любить. Отпущено любить, и любовь простерла cвои крылья... Грейтесь!»(Петрушевская «Время ночи») Грейтесь возле огня Веры, Надежды и Любви!!! |
Газета "Гимназический вестник"
Гимназия 1514 (школа 52)