|
“В девятый класс не пойду!” – заявила я, закончив 8-ой
N-ой московской школы. Постоянная зубрежка, скука, ограниченность преподавателей
могли привить только отвращение к учебе любому школьнику. Моя судьба могла
быть решена просто и бесповоротно, но ... случай или предопределенность
привели меня в 52-ю московскую школу, прямиком к Марине Моисеевне Бельфер.
Помню наш первый разговор, вопросы, поражавшие своей серьезностью, длиннющий
список необходимой литературы, который отнял у меня все лето, а, может
быть, подарил лето... Чудо, но с Мариной Моисеевной, с этой строгой и серьезной
преподавательницей, можно было разговаривать просто, свободно. Это было
непривычно и прекрасно. Помню, что возвращалась я домой с собеседования
ободренная, полная надежд и радостных перспектив. Вот он – барьер, этап,стимул,
это можно называть по-разному. Но это был мой первый серьезный, а главное,
самостоятельный шаг в жизни. Именно тогда я получила тот заряд энергии
и, может быть, долю честолюбия, которые теперь помогают мне почти всегда
добиваться задуманного. А потом был 9 класс: прекрасные и интеллигентные
одноклассники, чуткие, умные и требовательные преподаватели, просто веселая
и насыщенная разными интересными событиями жизнь. Фантазии и изобретательности
Марины Моисевны не было границ. И мы фантазировали и изобретали вместес
ней. Она не просто нас учила и воспитывала, она нас “развивала”.
То мы едем в Тарусу к Цветаевой, то в Ясную Поляну к Толстому, то в Орел
к Тургеневу. И мы своими глазами видели красную рябину и речку Тарусу,
письменный стол, за которым родилась великая эпопея “Война и мир”,
усадьбу, в которой написаны “Записки Охотника”. Чтобы понимать творчество
писателя и поэта недостаточно только знать его произведения. Нужно знать
его жизнь, видеть то, что видел он, чувствовать его природу и понимать
ее. Если у нас был урок по “Мастеру и Маргарите” Булгакова, то мы переодевались
в костюмы любимых персонажейи каждый ощущал себя Воландом, Мастером, Маргаритой...
А вечер любовной лирики проходил у нас при свечах у фортепиано. Наши уроки
напоминали дореволюционные кружки свободомыслия. Приветствовалось любое
независимое мнение, разгорались горячие споры на некогда запретные темы,
причем не в самое спокойное наше время, время перестройки, гласности...
Революция, гражданская война, Великая Отечественная, сталинизм... Все переосмысливалось
по-новому, и здесь важно было оценить все эти великие эпохи объективно,
пропустить через себя все драмы тех лет, чтобы нашему поколению не сделать
потом подобных ошибок. Посторонние люди, присутствовавшие иногда на наших
уроках, никак не могли понять, как это дети не пользуются учебником, спорят
с преподавателем, говорят такие вещи, которые и взрослые-то до конца понять
не могут. – Скажи честно, – как-то спросила меня одна из гостей,– сколько
вы репетируете?– ? – Сколько готовитесь к такому уроку, месяц, неделю?
Как объяснить, что наши уроки – это импровизации. Главное - успеть прочитать,
успеть подумать над прочитанным. Мы сами не знали, чем закончится тот или
иной урок. Ведь можно было начать с обсуждения преступления Раскольникова,
а закончить дискуссией на тему “Цель оправдывает средства”. Эта школа была
для меня школой жизни. Она научила меня самостоятельно мыслить и отстаивать
свою точку зрения, она научила меня разбираться в своих и чужих поступках
и анализировать их. Она показала, что мы еще только в начале большого путии,
что нам еще многому предстоит учиться. Наши творческие работы побеждали
на районных и городских олимпиадах, получали призы на конкурсах. Даже в
МГУ на факультет журналистики мне удалось поступить без репетитора по русскому
и литературе, получить высшие оценки на творческом конкурсе. Школьная подготовка
была настолько сильна, что первые два курса МГУ мне было учиться легче,
чем в школе. Может быть потому, что постоянные рефераты, которые от меня
требовали в университете, в школе для нас были нормой, а может быть потому,
что почти всю необходимую литературу я уже до этого успела прочитать. Помню,
не раз я мысленно благодарила Марину Моисеевну, когда ее “школа” не разпомогала
мне в трудную минуту. Закончила я университет с красным дипломом, правда,
моей специализацией стала, как ни странно, реклама. Ведь реклама– это тоже
искусство в своем роде, а я человек творческий. Сейчас я возглавляю рекламный
отдел одной крупной компьютерной компании. Школа осталась далеко позади,
все более и более серьезные предметы, по которым нет учебников, нам приходится
учить. Все больше и больше проблем ставит перед нами жизнь.Но на каждом
новом витке жизни я вспоминаю мою школу. Ведь и жизнь – это школа, и главное,
чтобы в этой школе был именно тот учитель, тот человек, который как никто
лучше научил бы тебя жить, понимать жизнь и любить ее. Я скучаю по школе...
|